22 мая в 18:30
Камерная музыка Орган
Артисты филармонии
Российские артисты
Описание

Архангельский филармонический камерный оркестр


Дорогие друзья, напоминаем вам о концерте Архангельского филармонического камерного оркестра под управлением Владимира Онуфриева! Встречаемся 22 мая в 18-30. Солистом выступит лауреат международных конкурсов Пётр Кондрашин (виолончель, Москва). Нас ждут ПРЕМЬЕРЫ!!! Северные меломаны, ценители академической музыки, не пропустите!

Пётр Кондрашин рассказал много интересного о программе концерта.

«С Владимиром Михайловичем Онуфриевым мы встретились в прошлом году на фестивале современной музыки в Котласе, куда я приехал в составе Московского Ансамбля Современной Музыки и где он тоже был со своим замечательным оркестром. Я сказал, что у меня есть абсолютно эксклюзивное сочинение, которое никто, кроме меня, на тот момент не исполнял. Сейчас ноты этого сочинения изданы, и я знаю, что его исполняла прекрасная виолончелистка Марина Тарасова. Речь шла о Концертино Мечислава Вайнберга для виолончели и струнного оркестра. Владимира Михайловича это предложение очень заинтересовало, так и возникла идея исполнить эту музыку в Архангельске.

История этого Концертино очень интересна – оно было написано ещё совсем молодым композитором в 1947 году, в самый разгар сталинских репрессий и вообще в очень страшное время. Был арестован (и впоследствии расстрелян) Соломон Михоэлс, на дочери которого был женат Мечислав Вайнберг. И летом во время отпуска композитор написал это сочинение. Исполнено оно не было, но, когда Вайнберг познакомился с Ростроповичем, Мстислав Леопольдович попросил его написать концерт для виолончели и симфонического оркестра. Вайнберг взял за основу своё Концертино, основательно его переделав: изменил каденцию и практически до неузнаваемости переработал IV и V части.

Так появился известный, неоднократно исполненный и записанный Ростроповичем Концерт Вайнберга для виолончели с оркестром. А вот Концертино так и не было исполнено, и уже в конце жизни Вайнберг передал партитуру известному музыковеду Манаширу Абрамовичу Якубову с просьбой организовать исполнение этого сочинения. По каким-то обстоятельствам он эту просьбу не выполнил, и уже после смерти Якубова сочинение было передано вдове Вайнберга в её личный архив. А у неё эту партитуру нашёл и попросил известный музыкальный деятель, знаток и пропагандист творчества Вайнберга Андрей Устинов (главный редактор журнала «Музыкальное обозрение»). В 2016 году в Бетховенском зале Большого театра был концерт, посвящённый камерной музыке Вайнберга, где я представил мировую премьеру этого сочинения. И поскольку в 2019 году мы отмечаем 100-летие со дня рождения Вайнберга (он родился 8 декабря 1919 года), думаю, что исполнение этой музыки в Архангельске станет интересным музыкальным событием, ведь она здесь точно никогда не звучала.

Кроме этого в программе будет ещё эксклюзив – переложение, сделанное Владимиром Михайловичем специально для этого концерта. Это переложение известнейшей и потрясающей пьесы Роберта Шумана – Адажио и Аллегро для виолончели и струнного оркестра. Насколько мне известно, никто ещё эту пьесу для струнного оркестра не перекладывал – по крайней мере, не слышал, чтобы кто-то в России играл её со струнными. Оригинал же написан для валторны или виолончели в сопровождении фортепиано. Само по себе это сочинение абсолютно удивительное по своей глубине, это уже поздний Шуман, 1849 год. Как мы знаем, в 1954 году он совершил попытку самоубийства, бросившись в Рейн, и последние два года своей жизни провёл в лечебнице. А буквально за два года до этой попытки он написал свой гениальный виолончельный концерт, который я считаю лучшим сочинением, созданным для виолончели. И все виолончелисты его очень любят и ценят. Адажио и Аллегро – в ряду потрясающих шедевров позднего творчества композитора. К сожалению, из-за своей болезни он прожил недолгую жизнь.

Ещё мы исполним Концерт Ля мажор Карла Филиппа Эммануила Баха – это потрясающий композитор, который в своё время был известен даже значительно больше, чем его гениальный отец. Он написал огромное количество музыки, как духовной, так и светской, инструментальной. Его Концерт Ля мажор для виолончели и струнных мы и сыграем. И будет ещё одна из Симфоний для струнных Вайнберга, которая тоже, думаю, никогда в Архангельске не звучала. Во многом благодаря юбилейным событиям происходит возрождение интереса к музыке этого потрясающего композитора. Думаю, что эта встреча будет достойным и интересным событием в ряду других концертов, посвящённых столетию со дня рождения Вайнберга. Жду скорой встречи, до свидания!»