19 декабря в 17:00
Камерная музыка Оркестр
Артисты филармонии
Описание

Концерт Архангельского филармонического камерного оркестра


16 декабря весь музыкальный мир отмечает 250-летие Людвига ван Бетховена. Конечно, Архангельский филармонический камерный оркестр под управлением Владимира Онуфриева не мог остаться в стороне и музыканты внесут свою лепту в празднование юбилея великого композитора. 19 декабря в 17-00 в Камерном зале Поморской филармонии Оркестр представит программу «Людвиг ван Бетховен. Посвящение». 

Художественный руководитель и дирижёр Камерного оркестра Владимир Онуфриев: «Конечно, хотелось бы показать Бетховена-симфониста, и эта очевидная мысль первой приходит на ум. Исполнить в течение сезона несколько его симфоний с увертюрами, вместе с ними – фортепианные концерты или скрипичный концерт. Было намерение даже исполнить все пять фортепианных концертов в один вечер. Но – по вполне понятным причинам – сейчас у нас такой возможности нет. Пришлось подумать, как же показать разные грани творчества этого великого мастера, не прибегая к симфоническому составу, оставаясь в рамках камерного оркестра. 

В своё время была очень популярна Бетховенская цитата: "Музыка должна высекать огонь из сердца человека", однако этот перевод неполон. На самом деле фраза больше, и смысл её несколько иной: "Музыка должна высекать огонь из сердца мужчины и рождать слезу на женских глазах". Вот так и родилась программа, в которой показан очень разный Бетховен, в которой и "огонь в сердце мужчины" и "женская слеза". Мы и представим эту программу в субботу, 19 декабря, а состоит она из очень контрастных сочинений. Основная идея – показать музыку Бетховена как титанических масштабов и силы, так и подчёркнуто камерную, с почти интимной атмосферой единения двух или трёх инструментов и их музыкантов».

Прозвучат оба романса для скрипки и оркестра, а камерные сочинения Бетховена, вошедшие в субботнюю программу, – это Прелюдия и фуга для двух скрипок и виолончели, а также Дуэт для альта и виолончели с интересным подзаголовком «С двумя обязательными парами очков». 

Ещё два сочинения, которые прозвучат в исполнении Камерного оркестра, взяты из квартетного репертуара композитора, однако одни имеют свои оркестровые версии и нередко исполняются струнными оркестрами. Это Большая фуга (речь о ней пойдёт чуть дальше) и Квартет №11, фа минор,в чей автограф рукой Бетховена вписано заглавие «Серьёзный». 

Осознавая масштаб музыки Квартета, австрийский композитор и дирижёр Густав Малер обратил внимание на него, сделав адаптацию для струнного оркестра. Так за этим Квартетом в музыкальном обиходе и закрепилось «рабочее» название «Бетховен – Малер», именно так часто именуют музыканты оркестровую версию фа-минорного квартета. Безусловно, это сочинение является подлинной жемчужиной бетховенского наследия! В ряду Бетховенских квартетов 11-ый завершает средний период, он стал первым сочинением Бетховена после того, как в мае 1810 года рухнули его надежды на брак с Терезой Мальфатти. Музыка отражает все бури, которые бушевали тогда в его душе. За гневом и милосердием первой части идёт великолепная медленная вторая часть, с которой соединяется чисто «бетховенское» скерцо – вероятно, из-за него-то квартет и называется «Серьёзным». В целом – это один из самых лаконичных квартетов Бетховена, он продолжается около 20 минут, а завершается совершенно неожиданно: последняя минута финала разворачивает весь его ход совершенно в другую сторону! 

После написания этого сочинения Бетховен долго не возвращался к квартетному жанру – около десяти лет. Интересно, что в одном из писем автор сам говорил про Квартет фа минор: он не предназначен для публичного исполнения, а только лишь для узкого круга знатоков. 

Большая фуга принадлежит к позднему квартетному творчеству Бетховена, которое не было понятно современникам: музыкальные идеи, содержащиеся в поздних квартетах были совершенно не созвучны тому времени и были по достоинству оценены и «узнаны» много позже. Сочинение стоит особняком среди всех поздних квартетов, выделяясь своими невероятными масштабами. 

Владимир Онуфриев: «Это одно из самых трудных произведений, которое мы когда-либо играли. Почти двадцать минут музыки невероятного накала: мощной работы мысли, работы духа, а для музыкантов – ещё и тяжёлой физической работы. Борьба сменяется просветлением в середине сочинения, а затем начинается вновь. В результате, в коде сочинения, появляется тот самый Мажор – но лишь через страдание и тяжёлую работу. И эта сила духа, которую демонстрирует Бетховен в своём сочинении, – пожалуй, один из самых красноречивых портретов композитора и его музыки. Мы очень трепетно готовимся к этой программе, потому что нам предстоит играть очень серьёзные, тонкие, и при этом невероятно интересные сочинения». 

Приглашаем вас услышать эту великолепную музыку в Камерном зале и вместе отметить юбилей Бетховена. Ждём вас в субботу!