18 ноября в 16:00
Камерная музыка Оркестр
Артисты филармонии
Российские артисты
Описание

Архангельский филармонический камерный оркестр


Солист - народный артист России Александр Рудин (виолончель, Москва)

Дирижёр - художественный руководитель оркестра Владимир Онуфриев 


Программа концерта:


Ф.Мендельсон-Бартольди - Симфония №7 для струнных ре-минор;

Луиджи Боккерини - Концерт для виолончели и оркестра Соль-мажор;

Аулис Саллинен (род.1935, Финляндия):

 - «Некоторые аспекты траурного марша Хинтрикки Пелтониеми» (оркестровая версия III Струнного квартета), 1968
- «Ночные танцы Дон Жуан-Кихота» для виолончели с оркестром (Камерная музыка №3), 1985


Дорогие друзья, приглашаем вас 18 ноября в 16-00 на концерт Архангельского филармонического камерного оркестра под управлением Владимира Онуфриева! Эта программа создана вместе с одним из самых видных и замечательных виолончелистов мира, народным артистом России Александром Рудиным, впервые выступающим с Архангельским камерным оркестром. В этой программе отразились, пожалуй, одни из самых сильных и важных качеств виолончелиста Александра Рудина: великолепная интерпретация классики и исполнение сочинений неизвестных и в высшей степени любопытных для любителей музыки (а часто и для профессионалов).

Важно отметить, что Александр Рудин является создателем и бессменным руководителем московского оркестра Musica viva, отмечающего в эти дни свой юбилей, ставшего признанной лабораторией как ранней музыки, так и барокко, классики, романтики, исполненной в традиции XIX века, и музыки современной. Это универсальный оркестр, существующий в диапазоне от камерного ансамбля до симфонического состава. Нам отрадно осознавать, что Архангельский филармонический камерный оркестр тоже принадлежит к этой немногочисленной категории оркестров, совмещая в своей деятельности самые разные стили и формы. В этом смысле архангельские музыканты являются единомышленниками большого мастера, и нас ожидает интересная работа и замечательный концерт.

Одно из отделений программы посвящено струнной классике - сочинениям Мендельсона и Боккерини. Струнные симфонии Мендельсона относятся к его юношеским годам и поражают слушателей: нам трудно представить, что столь интересные, изобретательные и стройные сочинения можно было написать в 13-15-летнем возрасте. В предисловии к предыдущей программе оркестра (она состоялась 2 ноября) уже упоминалось то, что написание цикла этих симфоний, а всего их 12, было инспирировано знакомством юноши-Мендельсона со струнными симфониями Карла Филиппа Иммануила Баха (1714-1788), одного из сыновей великого Иоганна Себастьяна. В результате этих «учебных опусов» музыкальный мир получил целый сборник прекрасных образцов жанра симфонии для струнных, составляющих ныне основу репертуара многих камерных оркестров.

Луиджи Боккерини (1743 - 1805), итальянский современник Моцарта и Гайдна, был удивительно плодовитым композитором. Его перу принадлежат 27 симфоний, 12 виолончельных концертов, более 100 струнных квартетов, 125 струнных квинтетов, 60 струнных трио и около 60 камерных произведений для различных составов. Его виолончельные концерты имеют особую ценность, так как принадлежат одному из самых значительных виолончелистов своего времени, каковым был Луиджи Боккерини.

Аулис Саллинен – один из ярких представителей современной финской композиторской школы и заслуженно считается её классиком. В программе концерта представлены два его сочинения, в одних только интригующих названиях которых читается искромётная фантазия, саркастичный юмор и изобретательность композитора.

«Некоторые аспекты траурного марша Хинтрикки Пелтониеми», или Третий струнный квартет, это оркестровая пьеса, написанная в рамках той же сюжетной канвы, что и третья часть Первой симфонии Густава Малера, отражающей конфликт художника и лицемерно-лживого мира. Она представляет собой пародийный траурный марш, написанный как иллюстрация к детской лубочной картинке «Похороны охотника». Вкратце, сюжет картинки таков: звери идут по лесу за гробом охотника и льют притворные крокодиловы слёзы. В музыке у Малера этот псевдо-траурный марш быстренько сменяется разухабистым чардашем: звери пускаются в пляс. Саллинен же находит в интонациях траурного марша, с детства известного всем финнам, такие интонации, которые в процессе варьирования превращают марш в свой полный антипод.

Название виолончельного концерта «Ночные танцы Дон Жуан-Кихота» тоже предлагает целую интригу, ибо имеет сразу две несовместимости: английское the nocturnal dances содержит в себе одновременно следы и танца, и ноктюрна, вроде как танцу противоположного. Но и образ двух господ – Дон Кихота и Дон Жуана тоже нами читаются как противоположные. При этом сочетание Дон Кихота, виолончели и оркестра воскрешает в нашей памяти, прежде всего, симфоническую поэму «Дон Кихот» Рихарда Штрауса, где виолончели отведена очень важная, практически центральная роль. Однако - никаких следов Штрауса с его «Дон Кихотом» и «Дон Жуаном» нет. Здесь - целая цепь небольших импровизаций джазового характера, которые сплетаются в очень яркую и неожиданную музыку.

Приходите на концерт, чтобы это услышать!