Закрыть
Анкетирование
Уважаемые пользователи, просим вас принять участие в анкетировании о качестве услуг, предоставляемых ГБУК АО "Поморская филармония".

Обычная версия сайта
Размер шрифта: A A A
Цветовая схема:
Поморская Филармония

Орган

Орган

«Только орган имеет тот величественный,

идущий как будто из глубины веков голос,

которого не имеет никакой другой инструмент,

орган выражает глубочайшее и могущественнейшие

устремления человеческого духа».

В.В.Стасов.

 

     Первое упоминание об органе в Архангельске относится к 1817 г. Тогда в немецкой слободе города особенно почиталась лютеранская церковь св. Екатерины за многие достоинства, в том числе и за превосходный орган.

Судьба этого инструмента нам неизвестна, так как пожары не щадили старый деревянный Архангельск. В марте 1894 г. в газете "Архангельские губернские ведомости" упоминается об установке в этой  церкви нового органа.

В 1908 г., когда закончились реставрационные работы после очередного пожара, в церкви св. Екатерины был установлен инструмент популярной немецкой фирмы "Валькер" с 25-ю регистрами. Об этом упоминает Л.И. Ройзман в своей знаменитой работе "Орган в истории русской музыкальной культуры". Скорее всего, именно этот орган принимал активное участие в жизни немецкой слободы.

    С 1917 г. орган по известным причинам стал играть уже не такую важную роль в жизни города, как в прежние времена. А в мае 1929 г. 1-я городская районная конференция ВЛКСМ предложила использовать "немецкую кирху" под клуб-театр и передала её Театру рабочей молодёжи (ТРАМ). Поэтому в бывшей церкви зазвучала совсем другая музыка. Орган же, как раритет минувшей эпохи, ещё стоял в безмолвии, гордо и мужественно выдерживая  потрясения и старел от ненадобности, пока в лихое военное время обычные мальчишки не разобрали его по трубам и не растащили по дворам. Всё церковное убранство было также снято. Лютеранская улица Архангельска стала носить имя Карла Маркса.

Но пришло время, когда и эта эпоха начала отживать свой век. Гонения на церковь постепенно прекращались, и вначале 1980 гг. у сотрудников филармонии возникла идея о возвращении Архангельску органа.

В 1985 г. Ленинградским филиалом государственного института по проектированию театрально-зрелищных предприятий "Гипротеатр" был подготовлен проект "Реставрация и приспособление под камерный концертный зал здания бывшей кирхи в г. Архангельске". В октябре 1985 г. директором филармонии Владимиром Васильевичем Слесаревым в Архангельск были приглашены специалисты немецкой фирмы "Александр Шуке" (директор Макс Тиль и зам. директора Рудольф Ной). Мастера оценили зал, отметив его истинную уникальность и превосходную акустику, дали рекомендации по диспозиции органа.

Орган ждали пять лет. 19 июля 1991 г. государственная комиссия по приёму и сдаче в эксплуатацию органа подписала протокол, где, в частности, было сказано: «...Качество органа соответствует самым высоким требованиям современного органостроения...Звуковой облик инструмента имеет ярко выраженный индивидуальный художественный характер.»

Вскоре состоялось торжественное открытие  первого  на Севере органа.

Так в музыкальной жизни города заняли свое место зал и музыкальный инструмент, которым предназначена долгая жизнь и ответственная миссия - воспитывать, просвещать, будить в сердцах возвышенные, прекрасные чувства.

День рождения органа Архангельск отмечает 21 июля. Это день первого органного концерта в нашем городе. С этого дня город преобразился, он как бы получил новое качество. Его по праву можно было считать органной столицей русского Севера, поскольку архангельский инструмент долгое время был единственным в нашем регионе.

К открытию органа были приурочены Дни музыки – пять неповторимых концертов в Камерном зале Поморской филармонии. На торжественной церемонии инаугурации «короля инструментов» Матиас Шуке поэтично представил его публике: «За моей спиной – прекрасная дама. Не удивляйтесь, ведь в немецком языке слово «орган» женского рода. Эта дама требует вашего внимания и восхищения…» Удивительно и отрадно сознавать то, что эта «дама» с самого своего рождения и по сей день окружена любовью архангелогородцев. В концертах посвященных открытию органа, приняли участие, солист филармонии Виктор Ряхин, профессор Высшей школы искусств города Берлина Рудольф Хайнеманн, лауреат конкурса в Италии Атис Степиньш, а также заслуженный артист Татарстана, профессор Казанской консерватории Рубин Абдуллин. Имена четырех исполнителей, удивительно разных по своему творческому облику, были навсегда запечатлены на страницах истории нашего края, наряду с такими признанными музыкантами, как Гарри Гродберг, Леопольдас Дигрис, Олег Янченко.

 

   В марте 1992 г в Архангельске прошёл Первый Международный органный семинара. В нем принимали участие молодые органисты из Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода, Казани, Алма-Аты, Риги, Вильнюса. Референтом семинара был замечательный органист, профессор Высшей школы искусств г. Берлина, к тому же философ и теолог Рудольф Хайнеманн. Он один из первых дал жизнь нашему органу. Идея проекта принадлежала Виктору Ряхину. Для участия в архангельском семинаре были приглашены 12 молодых органистов из Казани, Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода, Алма-Аты, Риги, Вильнюса. В сентябре того же года все 12 участников отправились в Берлин и маленькие города на севере Германии для знакомства с настоящими барочными органами. Поездка оставила неизгладимый след в душе каждого. Второй органный семинар был проведен  в марте 1993 г.

 

К молодым органистам из России и СНГ, принимавшим участие в первом проекте, присоединились студенты из Берлина. Вместе с Рудольфом Хайнеманном референтом семинара был один из первооткрывателей нашего органа, рижанин Атис Степиньш.. Итогом совместной работы стали открытые концерты всех участников сначала в Большом зале Московской консерватории, а затем в Архангельской филармонии.

В октябре 2006 г. в Архангельске впервые был проведен Международный конкурс им. Валерия Кикты. Обязательным условием конкурса является исполнение музыки этого композитора, который сам возглавляет жюри. Победителями конкурса 2006 года стали студентки Московской консерватории Наталья Ковалькова, Татьяна Конина и Кристина Ротаева. 

 

Орган не занял бы столь важное место в сегодняшней жизни Архангельска, если бы не замечательный органист Виктор Ряхин. Он открыл архангелогородцам сложный и прекрасный мир органного искусства, своим ярким талантом покорив души слушателей, и сумел воспитать у публики горячую любовь к органу. Он первый мастерски и вдохновенно познакомил жителей города с возможностями инструмента. Вместе с Виктором Ряхиным в концертах, посвященных открытию органа, приняли участие и другие замечательные музыканты. Это профессор Высшей школы искусств города Берлина Рудольф Хайнеманн, лауреат конкурса в Италии Атис Степиньш, а также заслуженный артист Татарстана, профессор Казанской консерватории Рубин Абдуллин. Имена четырех исполнителей, удивительно разных по своему творческому облику, были навсегда запечатлены на страницах истории нашего края, наряду с такими признанными музыкантами, как Гарри Гродберг, Леопольдас Дигрис, Олег Янченко. Вскоре он заслужил любовь не только архангельской публики, но и слушателей других городов России, Франции, США, Норвегии. Сейчас Виктор Борисович живет в Норвегии и постоянно приезжает к нам с концертами. Он является основателем ежегодного фестиваля «Похвала органу». Любимый архангелогородцами фестиваль до 2007 года проходил в середине июля. В день рождения органа, торжественным концертом закрывался филармонический сезон. В 2007 году фестиваль был перенесен на осень и с тех пор проходит именно  в это время. Кроме того, Виктору Ряхину принадлежит идея проведения демократичных новогодних концертов, получивших название «Органных медитаций» которые тоже стали традицией.

В 1991 году в Поморскую филармонию пришла работать выпускница Саратовской консерватории Ирина Хайретдинова. После окончания фортепианного факультета она прошла стажировку в Московской консерватории у известного профессора Н.Н. Гуреевой-Ведерниковой. За время работы в качестве артистки Поморской филармонии органистка подготовила несколько интересных сольных программ, но большей частью Ирина Хайретдинова предстает перед архангельскими слушателями как замечательный концертмейстер. Раскрылась еще одна грань нашего инструмента – возможность исполнения камерной музыки в его сопровождении. В результате появилась новая традиция – концерты под названием «Орган плюс». Ирина Хайретдинова подготовила несколько таких концертов, в которых выступала вместе со скрипачом Арменом Вартаняном, флейтистом  Отаром Малишавой, гитаристом Александром Спирановым, вокалистами Марией Крикоровой, Игорем Перфильевым, Ларисой Спирановой. Замечательный альянс сложился у органистки с саксофонистом Виктором Хабаровым.

В октябре 2011 года Архангельский орган отметил своё 20-летие. На праздничных мероприятиях посвящённых «королю инструментов», приехали музыканты, которые стояли у истоков создания нашего органа: первый органист Архангельска, лауреат Всероссийского конкурса Виктор Ряхин, органист Домского собора в Риге, народный артист Латвии, лауреат Государственной премии Атис Степиньш. Эти люди были в Архангельске в те дни, когда орган звучал впервые, именно они подарили городу первые его звуки. И теперь, спустя 20 лет, они прибыли в Архангельск, чтобы подарить слушателям незабываемые органные вечера.

Все эти годы орган является свидетелем восторженных аплодисментов слушателей артистам из разных стран и городов, исполняемой ими музыке различных эпох и направлений.