Закрыть
Анкетирование
Уважаемые пользователи, просим вас принять участие в анкетировании о качестве услуг, предоставляемых ГБУК АО "Поморская филармония".

Обычная версия сайта
Размер шрифта: A A A
Цветовая схема:
Поморская Филармония

Идеальная «Акварель»

от 22 мая 2013 г.

 Впервые в Архангельске в рамках II областного Большого Пасхального фестиваля искусств  в Камерном зале Поморской филармонии выступил  женский вокальный квинтет «Акварель» из Санкт-Петербурга. В двухактовом концерте «Любовь, мечты и дюжина романсов» артистки покорили северян безукоризненным исполнением романсов, духовных песен, драматической игрой, живым звуком, искренними эмоциями.

Конечно, захотелось поближе познакомиться с таким ярким певческим коллективом. О становлении ансамбля, о своих взглядах на музыку, хоровое пение рассказывает Надежда Морозова, солистка Академии молодых оперных певцов Мариинского театра, руководитель женского вокального квинтета «Акварель».

- «Ансамбль «Акварель» был создан в 2006 году. За время существования  из квартета он превратился в квинтет, несколько раз сменив состав. Сейчас «Акварель» успешно развивается, и за небольшой срок успел приобрести известность, как в России, так и за рубежом». Это я прочитала на вашем сайте. А как все начиналось?


- Я в прошлом хоровик, хормейстер,  и смею надеяться,  небездарный. Это настолько любимое дело, что, даже  работая в театре, меня не покидала идея создать музыкальный коллектив. Моя коллега, Анна Дарьянова, тоже любитель хорового пения, поддержала меня в  этом решении. Начинали мы вчетвером, пели известную музыку: духовную, фольклорную. Но уже тогда стало вырисовываться  наше «лицо»: лиричность, мягкость исполнения. Состав менялся, но это нас не пугало, потому что  важно собрать не просто хорошо поющих людей, а единомышленников. Как оказалось, среди вокалистов – это особенно трудно, им не хватает трудолюбия. Да и  ансамбли зачастую гонятся за быстрыми деньгами. Я же, прежде всего, хотела  добиться качества, особенности звучания, того, что будет  только у нас. Поначалу мы  много выступали бесплатно, накапливали опыт.
Тот коллектив, которым мы работаем сейчас, собрался совершенно неожиданно. Люди просто появлялись. Мы ведь даже знаком не были. Я приехала с Украины, Юлия Ганьшина, второе сопрано, из Владивостока, первый альт, Анна Смирнова из Перми, и только Аглая Якобсон и Анна Дарьянова – петербурженки. С одной из них я познакомилась в церковном хоре, на клиросе.  Так что, так было угодно Богу, не иначе!

- И вскоре пришел успех?


- Сначала была пахота с утра до ночи. А затем – награды. В конкурсе хорового искусства «Поющий мир» в Санкт-Петербурге получили первое место. И пошли один за другим: фестивали, конкурсы, концерты. В Германии, в Лейпциге  мы стали лауреатами третьей премии.  Для нас это было полным потрясением! На Западе очень развито ансамблевое пение, в каждом городе существует несколько небольших хоровых коллективов. И поют они  маленькими голосочками, но очень чисто! Конечно, мы гордимся, что нас заметили. А как  принимали! Какое доброжелательное отношение, совсем не то, что встречаешь на наших конкурсах. И еще одно мы поняли – не брать в репертуар на западные конкурсы  западноевропейскую музыку, только свое, родное, то, в чем вы сильны!

- А в чем вы сильны, что отличает квинтет «Акварель»?

- Для любого коллектива очень важно найти свое лицо, понять, в чем ты. Согласитесь, сейчас таких маленьких певческих ансамблей очень-очень много и, порой, их не отличишь друг от друга. Я думаю, что нас  характеризует мягкость исполнения, лиричность, женская сущность.  Мы много работаем, стараясь быть разнообразными, добиваясь виртуозного владения голосами. Один солирует, другие аккомпанируют, затем меняемся партиями. Мы во всем ищем «ноу-хау» - в этом наше отличие.

- И вот очередное – музыкальные спектакли.

- В 2009 –ом году мы победили в петербургском Международном конкурсе «Весна романса», и с тех пор стали серьезно заниматься романсами. Но на месте стоять не хотелось, и  пришла идея создать музыкально-драматический спектакль. Сейчас  в репертуаре две работы: по поэме М.Ю. Лермонтова «Тамбовская казначейша» и на стихи поэтов-фронтовиков «.. И помню все, и верю в наше счастье».

-В Архангельск вы привезли «Казначейшу». И каково же было удивление зрителей, что в поэтическую канву века 19 вплетены песни-романсы на стихи Б.Ахмадуллиной, Б. Окуджавы, даже В. Высоцкого! Как вы на это решились?

- Да, решились! Музыка не имеет ограничений во времени. А уж чувства, страсти, отношения тем более! Когда начали работу над спектаклем, удивились, насколько Лермонтов современен, буквально в каждой фразе.

- Слушая концерт вашего квинтета, не перестаешь удивляться филигранности звучания, точности исполнения, хрустальной чистоте голосов. Это достигается упорным трудом или природным талантом?

- Это результат двух факторов. Первое -  подбор голосов, от низкого до высокого. Представьте, мы за пять лет  сами вырастили у себя контральто. Сейчас у нас три меццо-сопрано и два сопрано. И второе – это результат огромного труда. Я ценю свой коллектив за то, что все трудолюбивы. Каждый из нас работает в других театрах, имеет семью, но перед выступлениями репетируем постоянно.  Жизнь идет параллельно, ничего не проходит мимо.

- Женщина может все!


- Любой человек может многое, если захочет. Но я все больше замечаю, что среди начинающих артистов, вокалистов, музыкантов мало глубоких профессионалов. И это – от недостатка образования, преподавания и воспитания. Раньше профессор вел свой класс «от А до Я», процесс обучения был не просто уроком по дирижированию, а  уроком жизни. А сейчас такая скорость программы, что не успеваешь вникнуть, всмотреться в ученика. Классы перегружены, педагоги уставшие. И вот результат – очень мало людей, которые на своем месте. Иному хорошо бы быть бухгалтером, а не руководителем хора. Мало уметь организовать, здесь должно быть сочетание глубинных знаний и осознания своей принадлежности, природной тяги. Я  часто провожу мастер-классы для хоровиков и уверена, что для музыканта очень важно расширять кругозор, делиться опытом,  знаниями.

- Вопрос про акапельное пение. Это принципиальная установка?

- Пара опытов выступлений с оркестром и  концертмейстером была. Но в этих случаях ускользает возможность  показать все голоса одинаково, пропадает красивейшая голосовая палитра снизу доверху. У нас нет надобности в аккомпанементе, мы сами себе создаем этот фундамент. Для аранжировок  в «Акварели» есть талантливый человек – Аглая Якобсон.  Её надо вдохновить, и она сделает все, что угодно.

 - Надежда, вы довольны стабильностью, уровнем коллектива?

- Очень довольна. Мне понравилась мысль одного психолога. Женщина должна выбирать работу по трем признакам. Первое – работать в женском коллективе, потому что только среди женщин она может поговорить. Это наша потребность – общаться. Второе – это не просто женский коллектив, а коллектив единомышленников, союзников. И третье – работа должна приносить тебе удовольствие. Так что квинтет «Акварель» - это абсолютная истина, идеальный коллектив!  

Тамара Статикова

Фото концерта ансамбля "Акварель" «Любовь, мечты и дюжина романсов». Камерный зал. 18.05.2013